Боро арга
Традиционная медицина бурят
Вы заметили, что представители разных народов болеют и лечатся по-разному? Например, буряты чаще всех в мире болеют раком пищевода — это следствие их пристрастия к горячему чаю. В Узбекистане раком молочной железы болеют только русские женщины, а местные такой беды не знают. В Прибайкалье и Забайкалье русские в три раза чаще, чем буряты, болеют мочекаменной и желчекаменной болезнями… И, соответственно, каждый народ придерживается своих, исконных способов лечения.
У бурятского народа есть своя медицина — боро арга, дословно переводится как “простое лечение”. В современных условиях, когда медицина использует дорогостоящие синтетические лекарственные препараты, а лечение больных становится бизнесом, доцент, кандидат медицинских наук Бадмажаб Эрдынеевич Мункожаргалов предлагает обратиться к традициям предков.
Ешьте мясо!
Теперь стало можно говорить о том, что все люди разные и у каждого народа есть своя национальная самобытность, свой менталитет, — говорит Бадмажаб Эрдынеевич. — У нас разная не только психология, но и тело. К примеру, стенки желудка бурята в два раза толще, чем у русского. Вероятно, из-за того, что мы употребляем много мяса. А почему? Потому что оно имеет гипертермический эффект. Хороший кусок конины поднимает зимой температуру тела до 37,7 градуса.
Если пищевые стандарты, выработанные тысячелетиями, нарушаются, то в крови нарушается и соотношение ферментов. Это чревато ослаблением иммунитета и, как следствие, заболеваниями. Например, если ваши предки были мясоедами, то вам не стоит становиться вегетарианцем. И наоборот.
В Китае даже была такая смертная казнь: заключенного китайца, который всю жизнь питался рисом и овощами, в течение нескольких дней кормили свежесваренным мясом, — рассказывает ученый. — На третьи сутки у него развивался панкреатит, панкреонекроз, и в течение 5–7 дней наступала мучительная смерть. Поэтому и нам следует разумно и осторожно подходить к употреблению разных экзотических фруктов и овощей из других стран.
Основной строительный материал поступает в организм вместе с мясными продуктами, поэтому нельзя детей лишать мясного. В этом заключается ошибка многих родителей-вегетарианцев.
Был случай, ко мне из Улан-Удэ приехала семья, где дочь в 10 лет уже две грыжи поясничного отдела заработала. Спрашиваю: “Вегетарианцы?” Отвечают: “Да”. Какое лечение может быть? Отправил их домой лечиться и есть мясо. Девочка до сих пор наблюдается у меня, грыжа проходит, и она, и мама стали крепкими.
Бульон от простуды.
Каждый русский человек знает, что при простуде нужно пить морс из брусники или других ягод. Но буряты, являясь частью Монгольской империи, принадлежали к представителям кочевой цивилизации. Жизнь и быт их очень отличались от жизни и быта оседлых людей, земледельцев — и в менталитете, и в питании, и в лечении.
Поэтому по бурятским традициям при простуде принято лечиться говяжьим или бараньим бульоном — боро шулэн. Простуженный человек потеет от него так, будто принял пару таблеток аспирина.
Мелко нарубленное мясо — не фарш — нужно положить в холодную, лучше талую воду. В теплую или кипяченую нельзя, — дает рецепт Мункожаргалов. — Потом ставите на огонь, непрерывно помешиваете. Ни лук, ни соль добавлять не надо. Как только бульон начинает закипать, нужно убирать с огня. Рекомендуется принимать бульон в горячем виде. Мясо должно быть не парным и не замороженным — только свежим. Это первое средство при простуде, когда промерзли или в дождь попали.
Обкладывание бараном (хонин жэн).
Особый метод боро арга — обкладывание бараном, козой, теленком или собакой. При заболевании внутренних органов больного и раньше, и сейчас заворачивают в только что снятую шкуру животного. А поверх него выкладывают внутренние органы животного: сердце — на сердце, легкие — на легкие, почки — на почки и так далее.
Больной должен лежать, пока шкура не остынет. Неправильное выполнение чревато осложнениями, правильное — исцелением в, казалось бы, безнадежных ситуациях.
Больной должен лежать, пока шкура не остынет. Неправильное выполнение чревато осложнениями, правильное — исцелением в, казалось бы, безнадежных ситуациях.
Сейчас традицию продолжают.
Но никто не изучает, за счет чего происходит исцеление. С появлением нанотехнологий есть надежда, что будет дано объяснение, как действует этот способ. Возможно, энергетика, которая сохраняется в теле животного на протяжении трех часов после его смерти, передается человеку. Сейчас этим методом заинтересовались и за рубежом.
Но никто не изучает, за счет чего происходит исцеление. С появлением нанотехнологий есть надежда, что будет дано объяснение, как действует этот способ. Возможно, энергетика, которая сохраняется в теле животного на протяжении трех часов после его смерти, передается человеку. Сейчас этим методом заинтересовались и за рубежом.
С точки зрения защитников природы, этот метод лечения негуманен, — говорит Бадмажаб Эрдынеевич. — На это я привожу в пример ветхозаветный случай, когда мудрый старец пожертвовал агнца ради спасения собственного сына, и Бог принял его жертву. Человек делает это, чтобы спасти здоровье и жизнь близких. Все, что дает результаты, должно быть использовано.
Когда дух вон.
Боро арга находится с традиционной медициной в параллельных реальностях. Ею довольно успешно пользуются, но до сих пор не заявили о ней официально. Люди, исцелившись, забывают про нее. Однако многие прибегали к помощи шаманов и лам, которые проводили обряд призывания-возвращения души.
Не зря существуют выражения “душа нараспашку”, “дух вон”, “душа в пятки ушла”… Далеко она не уходит — держится на расстоянии серебряной нитки от тела, но при этом человек теряет вкус к жизни, впадает в уныние, депрессию, ничто его не радует, ничто не клеится… Он так может лет пять прожить.
По одной из теорий тибетской медицины, душа не имеет конкретного места в организме. Согласно лунному календарю, она постоянно перемещается по телу. Именно поэтому бурятские врачи-хирурги отправляют пациента перед операцией к ламе, который дает ему астрологический прогноз. Иначе и рядовая операция может закончиться фатально.
Однажды мой коллега прооперировал пациента, но после этого целую неделю у него была высокая температура, — вспоминает Бадмажаб Мункожаргалов. — Хирург сам предложил провести пациенту обряд возвращения души. Буддийский лама приехал и провел ритуал, после которого уже на следующее утро температура стабилизировалась.
Сам лама сказал, что душа больного выходила и его вовремя позвали. Иначе история эта могла закончиться печально. Когда я однажды присутствовал при таком обряде, у меня, взрослого человека, вдруг начали катиться слезы. Сам не понимал, почему и что со мной происходит. Идет мощная энергетика, которая затрагивает не только человека, которого лечат, но и всех вокруг.
Дары природы вместо таблеток.
Когда дух вон.
Боро арга находится с традиционной медициной в параллельных реальностях. Ею довольно успешно пользуются, но до сих пор не заявили о ней официально. Люди, исцелившись, забывают про нее. Однако многие прибегали к помощи шаманов и лам, которые проводили обряд призывания-возвращения души.
Его основа — постулат о возможном выходе души из тела или ее смещении в результате заболеваний, травм или стрессов.
Не зря существуют выражения “душа нараспашку”, “дух вон”, “душа в пятки ушла”… Далеко она не уходит — держится на расстоянии серебряной нитки от тела, но при этом человек теряет вкус к жизни, впадает в уныние, депрессию, ничто его не радует, ничто не клеится… Он так может лет пять прожить.
По одной из теорий тибетской медицины, душа не имеет конкретного места в организме. Согласно лунному календарю, она постоянно перемещается по телу. Именно поэтому бурятские врачи-хирурги отправляют пациента перед операцией к ламе, который дает ему астрологический прогноз. Иначе и рядовая операция может закончиться фатально.
Однажды мой коллега прооперировал пациента, но после этого целую неделю у него была высокая температура, — вспоминает Бадмажаб Мункожаргалов. — Хирург сам предложил провести пациенту обряд возвращения души. Буддийский лама приехал и провел ритуал, после которого уже на следующее утро температура стабилизировалась.
Сам лама сказал, что душа больного выходила и его вовремя позвали. Иначе история эта могла закончиться печально. Когда я однажды присутствовал при таком обряде, у меня, взрослого человека, вдруг начали катиться слезы. Сам не понимал, почему и что со мной происходит. Идет мощная энергетика, которая затрагивает не только человека, которого лечат, но и всех вокруг.
Дары природы вместо таблеток.
Значительное место в боро арга занимает лечение молоком и кисломолочными продуктами — ванны из парного молока, кумыса, обертывание сметаной. Использовался растопленный жир медведя, барсука, волка, сурка-тарбагана, а также желчь этих животных.
Применялись также другие части животных — мускус кабарги, панты оленей и т. д. Сегодня, когда разрабатываются варианты пересадки органов животных человеку, можно смело сказать, что идея использования животных для лечения людей принадлежит боро арга. Кроме того, широко используются препараты, изготовленные из трав, кустов, деревьев.
Буряад Юртэмсэ. Боро аргын хониной зүйлнүүд:
1.Хониной бөөрөөр һуга доро жэгнэхэдэ, һугын үнэр һаладаг.
2.Дотор муутай хүниие хониной дотороор орёодог байһан.
3.Боро хоолдо багашуулые оруулхадаа, хониной һүүл хүхүүлдэг байһан.
4.Һая гаргаһан хониной һэбэһээр үбдэдэг гар, хүлөө орёогоод шабаха.
Боро аргын үхэрэй зүйлнүүд:
1.Һү хөөрүүлээд уухада, хоолойн үбшэнгүүд эдэгэдэг.
2.Толгойгоо ехээр үбдэһэн хүндэ харти, шагайта шанажа, шүлыень уулгахада һайн.
3.Тарагай, аарсанай, айрагай шара шүүһэ (шараса) уухада, хото болон доторто туһатай.
4.Борсо мяхан бэедэ ехэ туһатай хоол.
5.Удаан үбдэхэдөө, тамираа барагдахадаа, хии хөөрэхэдөө, шэнээгээ алдахадаа, нарай бэедэ үхэрэй мяхаар шанаһан боро шүлэн тэнхээ, хүсэ шадал оруулдаг.
Буряад арадай аргаhаа
Үхибүүдэй (бүдүүншье зоной) шэхэн эдеэрлэбэл (отит), архяар угаагаад (шприцээр), хүбэн зулын голдол эмирээд шэхэн соонь хуурай болотор аршажа, шадаал һаа хуршаһан (старое) шара тоһо дуһааха, тиигээд дулаанаар боохо гү, али хүбэн шэхэхэ.
Нарай хүүгэнэй хүйһэнэй юмэрхэйтэй (грыжа) байбал, урданай зэд 5 мүнгөөр даража уяха.
Хүхэндөө һалхи абажа хабдаа һаань бүлеэн шээһээр шабажа, дулаанаар, целлофан дээрэ дулаан нооһон бүд табижа, компресс хэхэ (эхын шээһэн бүри һайн); Баряаша удхатай гү, али эхирэй үрөөһэн, эхирые түрэһэн хүн хабдар буулгажа шадаха.
Егүүжэн
Эхэнэрэй үбшэндэ (женские болезни), илангаяа умайн амһарай нуралгада (эрозия шейки матки) егүүжэн сэсэг (какалия копьевидная) бусалгаад, сабаа зайлахада һайн, тэрэ ямаршье хабдар татаха шадалтай. Мүн эдеэрэтэй шархада, шархын эдэгэжэ ядахад, халдабарита үбшэнгүүдтэ егүүжэнэй набшаһа бусалгажа угааха, үндэһэниинь хоргооһондоо хатахада туһатай.
Балжан-гарма
Хоолой, шүдэнэй үбдэбэл, балжан-гарма (ромашка) сэсэгэй шүүһээр (отвар) зайлаха, үһэшье бэхижүүлдэг.
Хүйтэ абаха, ханяахада ногоон сай үдхэнөөр эдеэшүүлээд, сээжэ бэедээ компресс хэхэдэ туһатай, һүүлдэнь жэнгээ абахадаа, хуурай болотор аршаад, дулаан хубсаһа үмдэхэ.
Хурса эдеэ эдижэ, санхатабал, дабһатай хара сай, шээһэ уухада туһатай байха. Энэ бүри урда сагһаа мэдээжэ боро арга. Үлэн шээһэн, илангаяа 7 наһа хүрөөгүй хүбүүнэй ба эхын шээһэн олон үбшэндэ туһатай гэдэг. Урдандаа зон эхынгээ шээһээр лепеошхо барижа, холо ябахадаа абаад ябадаг байгаа. Мүн нюдэнэй, шүдэнэй үбдэхэдэ, жэбэртэй түмэртэ адабал, шээһэн соо хүлөө хэхэ, ямаршье шарха угаахада һайн. Дайнай үедэ сэрэгшэд бэшэ аргын үгыдэ тиигэжэ гарсалдадаг байһан гэхэ.
Хүндөөр үбдэжэ, эдеэнһээ гараһан хүндэ борсын шүлэ (орооһотой болохо), боро шүлэ ба таһалһан талхатай үхэрэй шүлэ уулгаха.
Саада дайруулбал (паралич) хайлуулһан шара тоһо (натур. топленое сливочное масло) халуун-бүлеэнээр бүдүүн хүндэ 1 стакан тоһо уулгаад, 3 часай туршада дулаанаар хушаад хэбтүүлхэ. Жэшээ: 2-той болоодүй үхибүүн ханяаданай удаа (осложнение после ОРЗ, эмынь ехэдэжэ магад) болоод, аманиинь һарюу, бэень хүшэжэ эхилбэ, врачта хонходожо ядаад, эхэнь түрүүн 1 томо халбага өөрынгөө шээһэ, һүүлдэнь 1 халбага хайлуулһан гахайн дотор өөхэ, 1 халбага шара тоһо (гэнтэ тэрээн тухай һанаад) уулгажа, дулаанаар хушаад унтуулһыень, 4 часай туршада унтаад, хүлэрөөд бодоходоо, модо ургаһандал ямаршьегүй болошоо. Ханяаданшье сэбэр һалаад, тоһо ууһандаа, хурсадаашьегүй.
Саа үбшэндэ шара тоһо уулгаха заабари мэдээжэ уран зохёолшо, арадай аргашан Балдан Насанович Ябжанов телевизэрээр хэлэһэн байжа, тон ехэ туһа хүргөө!
Хүлэй үбдэг, дала мүр, яһа уһанай үбдэбэл, хара орооһоной талхаар (ржаная мука) лепеошхо баряад, ехэшэг дабһатай уһан соо бусалгаад, халуугаар үбдэһэн газартаа няажа, дээрэһээнь целлофан, дулаан нооһон бүдөөр хушажа, удаахан байлгаха.
Ямаршье хабдар татадаг хээрын жэжэ ягаан сэсэг (птичья гречишка) мясорубкадаад, хабдараа шабаха. Жэшээ: нэгэ хүнэй һуга доро хабдар гараад, вишнево, ихтиолово мазь түрхихэдэнь туһалаагүй, харин энэ сэсэг татаад, хабдараа шабажа хоноһыень, гансата эдеэрынь татаһан ушар бии. Хүлэйшье хабдар татаһан байна. Хабдарта мүн гэшүүнын үндэһэ (корень щавеля) хэрэглэхэдэ болохо.
Хүсэ шадалаа буурабал, инагта (иван-чай) сэсэгээр, мүн үлирэй набшаһа хуураад, талха болгожо, сайгаа эдеэшүүлжэ ууха (дайнай үедэ тиигэжэ уудаг байгаа). Инагтын сай ехэдэбэл, зүрхэндэ муу.
Адаһан газарта таба һалаа табижа боохо. Таба һалаа мүн хотын үбшэндэ һайн, суглуулжа, нойтоор татаад, бага саахарлаад хадагалдаг. Хатаагаадшье, бусалһан уһан соо хэжэ уухаар.
Сагаан ая - богородская трава
Хотын шархада (язва) үбшэндэ таба һалаагай үндэһэ малтажа бусалгаад, 8 үдэр ууха. Нэгэ уухадаа дүүрэн стакан уһанай хахадсаа болотор бусалгаха, дээрэнь тахяагай түүхэй үндэгэ хэжэ ууха.
Ханяаданда, бүхы бэеын дархалаа (иммунитет) һайжаруулхада 5 ургамал: табан һалаа, сагаан ая, нарай халаахай, нохойн хоншоор ба үхэр нюдэ (амта һайжаруулхын тэдысэ) сугтань бусалгаад, уухада һайн.
Буряадай боро аргаhаа
Нарайлһан эхэнэртэ — үхибүү түрэжэ, хүсэ шадалаа үгэһэн эхэ хүндэ шадаал һаа гансата хониной мяхаар шанаһан боро шүлэ халуугаар уулгаха. Боро шүлэндэ дабһа һонгино хэхэгүй, бусалаадүйдэнь боро талха һамаржа болохо, мяхаяа хүйтэн уһанда хэжэ, һайса нюхахада, шүлэниинь шанга байха. Удаан бусалгахагүй, түргөөр гал дээрэһээ абаха. Хониной, үхэрэй боро шүлэн хии хөөрэхэдэ, шадал шэнээ алдахада үлэн бэедээ уужа байбал һайн. Досоогоо халуунтай байбал, үхэрэй мяханай боро шүлэн дээрэ. Гурба һара хүсэһэн нарай хүүгэдэй хөөһэ бурахадань (пускать пузыри) боро шүлэ уулгадаг байһан.
Хэды дахин нарайлһан эхэнэрэй умай (матка) агшахадаа, ехээр лугшажа үбдэжэ болохо, (сокращение матки), шанаһан талха (саламат) эдюулхэдэ, үбшэниинь зөөлэрхэ.
Һая нарайлһан эхэнэр бузараа һалаагүй, галда ороогүй байхадаа, бузараар бии болоһон арһанай үбшэ (үүн, хатьха г.м.) аргалжа шадаха, харин аргалуулһан хүн заатагүй гарынь сайлгаха, үгы бол эхэнэртэ өөртэнь халдаха.
Хүхэнэй һүн нюдэнэй үбшэндэ һайн, зүгөөр дуһаалгаад, һалхи татуулхагүй; нялхын нюдэнэй няагаһатахада, хүхэнэй һү дуһааха, мүн һалхитай.
Хүхэндэ һүн муугаар ородог, хооһон байбал гахайн тагалсаг шанажа эдихэ; һүтэй ногоон сай халуугаар ууха.
Нарай үхибүүнэй хүлһэхэгүйн (сглаз, порча) тула хоёр нюдэнэйнь дунда (на переносице) хөө түрхихэ (үдэшэ орой газаа гаргаха, гэрһээ холо, олон хүн соо ябуулха болобол).
Сабадаа хүйтэ абаһан эхэнэр һүнэй бүлеэн шара шүүһээр (обрат) сабаяа угааха, мүн тааз соошье хэжэ һууха, тиигээд һалхи абажа, дороһоо дааража болохогүй, һүнэй шүүһэн һалхитай.
Цыренханда Дарибазарова суглуулаа. “Буряад юртэмсэ” каналда орогты:
Ум маа ни бад мэ хум 🙏
Тус мааниин 6 үзэгэй удха шанар гээшэнь хэлэжэ барашагүй гүнзэгы юм гэдэг.
“Ум” гээшэнь тэнгэриин үхэл зоболонhоо арилхын тула.
“Маа” - хүнэй түрэлдэ ябахадаа, үхэхэ түрэхын зоболонhоо арилхын тула.
“Ни” - асари тэнгэриин хэрүүл шууяанhаа зайлахын тула.
“Бад” - адгуусанай зоболон үзэхэгүйн тула.
“Мэ” - бэридэй зоболонhоо зайлахын тула.
“Хум” - тамын зоболонhоо зайлахын тула.
Саашанхи тайлбаринь иимэ байна.
“Ум” гэхэдэ арга бэлиг хоёрой хүсэн ниилэхэ.
“Маа”, “Ни” гэхэдэ, арга, нигүүлэсхы сэдьхэл бии болохо.
“Бад”, “Мэ”, “Хум” гэхэдэ, бурханай харгы, бэлиг, нигүүлэсхы сэдьхэл гурбаниие олгуулхын тула Арьяа Баала бурхан өөрөө заларба гэhэн удхатай.
Автор - Любовь Намжилон. “Буряад юртэмсэ” канал бэлдэбэ:
⏰Монгольские часы
Сутки у монгольских народов делятся на 12 сдвоенных «животных» часов: час мыши (0–2), быка (2–4), тигра (4–6), зайца (6–8), дракона (8– 10), змеи (10–12), лошади (12–14), овцы (14–16), обезьяны (16–18), курицы (18–20), собаки (20–22), свиньи (22–24).
До появления часов кочевники определяли время по углу падения солнечного луча, проникающего через дымовое отверстие.
Внутреннее пространство юрты, подобно циферблату, символически разделено на 12 частей, и перемещение солнечного луча от одной части к другой занимает два современных обычных часа. Животное, этим часам отвечающее, определяло хозяйственное значение соответствующего места в юрте.
Мышь — знак богатства и его накопления, и в северной части юрты под знаком мыши хранили самое ценное имущество и сажали самых почётных гостей. Собака — символ охоты, и в северо-западной части юрты хранилось оружие. Дракон и змея — символы воды и водной стихии, на женской (восточной) половине юрты хранились сосуды с водой. Под знаком овцы (юго-запад) держали новорожденных ягнят, под знаком быка (северо-восток) — продукты в ящиках. Конь — главная ценность кочевника — охранял вход в юрту и благополучие хозяина.
Переходи на канал: https://t.me/urtemse

Обертывание в шкуру барана, это очень сильное и полезное лечение, это я знаю по себе. Я в молодости после родов видимо простыла, пигментация на лице не проходила и были другие проблемы, конечно ничего не знала. Моя мама пригласила дедушку и они решили завернуть меня в шкуру барана, это знаменитый лекарь дедушка, о нем написано в моей группе в Одноклассниках, История села Селендума" = называется "Династия народных лекарей". ССЫЛКА на группу: https://ok.ru/selenduma
ОтветитьУдалитьВсе было сделано по правилам, после одного сеанса, я расцвела. Мама меня очень берегла, не позволяла даже выходить на улицу какое-то время, чтобы не простудиться. Заходите в мою группу и присоединяйтесь, там много интересного и полезного найдете. Раньше это применялось часто, только такими великими людьми знающих этот метод лечения, тогда и медицина была слаба.