Поездка по святым местам
Здравствуй, дорогой друг!
Сегодня я бы хотела рассказать немного истории о родных местах. Хочется чтобы, наши дети не забывали историю родного края. У нас прекрасные места для отдыха, Аршан где течет целебная родниковая вода. Где воздух бодрящий от березовой рощи. Раньше наши предки ездили только на свой Аршан поправить здоровье и отдохнуть на природе, жили в палатках. Есть легенда интересная, раньше Чингис Хан видимо преследовал чернобурую лису и давал названия нашим местностям, он назвал Харухой эту местность, так как, потерял из виду лису как только вошли в Харуху (хармуча), но как бы спрятала.
Вполне возможно, в Харухе есть священная гора куда люди ездят молиться два раза в год. Называется она Эмгэй - Эжы в переводе (материнская гора), по легенде это Великая Шаманка, это святое место, люди очень сильно чтят, приезжают с разных городов на молебен летом несколько сотни человек бывает.
И зимой тоже ездят цагаловать, местные только, но из Улан-Удэ приезжают. Есть такое поверие, когда собираются много людей и у всех мысли одни, все читают молитвы о благополучии и процветании всего живого на земле, пожелания всем живым существам, то Эмгэй - Эжы и вся Вселенная слышат и желания исполняются. Сила молитвы велика, когда читают много людей, то силы увеличиваются во много раз.
Между Шананом и Селендумой расположена священная гора Талын Толгой в переводе (Степная Голова). Особенно в Цагаалган, это первый день белого месяца рано утром до восхода солнца люди идут уже молиться. Наша бабушка, Цыбик эмгэй всегда поднималась туда первая, брала с собой "молоко (сэржэм), бообы, конфет, печенье, хурууд, урмэ" все это почитаемая еда "эдеэнэй дээжэ" и брала мелко нарубленные дрова из тальника.
Я еще тогда была маленькая. Она рассказывала, кто за ней приходили и они уже там разжигали костер и поджидали остальных, старые люди тогда уже в 4-ех часов начинали обряд молебна, просили у Бога благоденствия, здоровья, мира и конечно чтобы дети учились хорошо, получали образования.
Бабушка рассказывала легенду, почему это гора названа Толгой (голова), это человек был очень образованный, приезжий ( не местный). Мы ходили в школу из Шанана в Селендуму через эту гору и всегда молились, просили пятерки. Толгой баабай очень гостеприимный, кто бы к нам не приехал из чужих мест на жительство, всегда жили хорошо, становятся состоятельными и уважаемыми людьми.
И в 90-ых годах там ребята договорились и решили поставить "БУНХАН" (деревянная ступа), это домик куда можно было ставить свечи, еду которые подносились Толгой Баабай, а то все же оставлялось на земле. Начали строительство домика под руководством моего мужа Ивана, он очень порядочный и уважаемый человек.
Мы съездили в Тамчинский Дацан, привезли Батор ламу, он взял место, освятил, показал на этом месте надо спрятать "БУМБЭ" пять драгоценностей: коралл, золото, серебро, зерно, торго (парча). После этого начали строительство Бунхана с позволения Бога. Иначе там нельзя ранить землю. Дашиев Николай помог заготовить лес, для строительства нужны деньги, у нас столько денег не было и Найданов Дугаржап дедушка помог собрать деньги с верующих в Шанане, строил Дугаров Василий и вся организационная работа лежала на Иване.
"БУНХАН" был построен быстро и состоялось освящение и открытие, Иван привез с Тамчинского дацана Батор ламу еще двух лам. Собрались жители села Шанаа и Селендумы, народу было много, Присутствовала Зам.Главы Селендумской Администрации Лодоева Марина Анатольевна. Теперь люди спокойно стали уже в домике на полках аккуратно, зажигать "Зула" (свечи) и ставить подношения. Все благие дела сделанные родителями передаются по наследству детям, внукам, правнукам и.т.д.
После этого спустя несколько лет уже, был поставлен "Субарган" под руководством Гармажапова Александра Лубсановича.
Поет мой муж.
ССЫЛКА: < продолжение
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.